Грех в верующих
«, кто во Христе , тот новая тварь .»
2 Коринфянам 5:1 7
Вопрос о том , остается ли какой - грех в рожденном от Бога , или дитя Божье полностью
освобождено от него , остается очень важным для каждого серьезного христианина . Я не думаю , что в
ранней церкви проводились дебаты по этому поводу , потому что все христиане были единодушны в
этом вопросе . Все древние христиане , оставившие после себя какие - записи , в один голос
говорили , что даже верующие , до того как они « в Господе и могуществе силы Его »,
должны бороться с греховной природой .
В этом церковь Англии полностью повторяет раннюю церковь , провозглашая в Девятой Статье своего
Устава : « грех - есть растление человеческой природы , из - которого природа каждого
человека склонна ко злу , потому и плоть противится Духу . И эта природная испорченность остается
даже в тех , кто возрожден , так как похоть плоти не подчиняется закону Божьему . И хотя нет
осуждения тем , кто верует , эта похоть является частью природы греха ». Подобное свидетельство
дано и всеми другими церквями : не только греческими и римскими , но и каждой Реформаторской
церковью в Европе , независимо от деноминации . Правда , некоторые из них заходят в крайности . Они
так объясняют понятие « сердца у верующего », что подразумевают его рабство греху , и ,
следовательно , почти не делают различия между верующим и неверующим .
Во избежание этой крайности , многие свободомыслящие мужи , а именно последователи графа
Цинцендорфа , ударились в другую крайность , утверждая , что все истинные верующие не только
спасены от господства греха , но и от присутствия внутреннего и внешнего греха , потому его уже нет в
них . В результате их влияния около двадцати лет назад многие люди стали придерживаться того
мнения , что даже растления природы уже не существует в верующих во Христа . Однако , после
проведения дебатов , многие немцы отказались от этого мнения , веря , что грех все еще остается в
уверовавших , хотя уже и не господствует в них . Но англичане , перенявшие это учение от них , так
легко не оставили его . Даже когда большинство из них убедилось в ошибочности этой точки зрения ,
некоторые не отбросили это учение , а продолжали твердо придерживаться .
Для тех , кто действительно боится Бога и желает знать истину , будет полезно спокойно обсудить этот
вопрос . В этом обсуждении мною используются слова : возрожденные , оправданные ,верующие как
синонимы . И хотя они не полностью совпадают по значению ( показывает внутреннюю ,
действительную перемену , второе относится к перемене положения , и третье показывает способ
осуществления двух предыдущих ), все они сводятся к одному , так как всякий верующий и оправдан и
рожден свыше . Говоря о грехе , я имею ввиду внутренний грех , любое греховное проявление : страсть
или чувства , такие как гордость , своеволие , любовь к миру в любом виде и степени , также похоть ,
злость , тенденцию к нападению - всякую несовместимость с разумением Христовым . Вопрос здесь не
ставится в отношении внешних грехов , независимо от того совершает Божье дитя грех или нет . Мы
все знаем , что « совершающий грех - от диавола ». Мы признаем , что « от Бога не
грешит ». Также мы не обсуждаем вопрос о том , остается ли навсегда грех в детях Божьих , или он
будет существовать в душе до тех пор , пока душа существует в теле . Мы просто рассматриваем
следующее : освобождается ли оправданный человек от всего греха в момент своего оправдания , или
грех остается в его сердце и после этого ?
Мы считаем , что состояние оправданного человека является неописуемо славным . Он рожден свыше ,
« от крови и плоти , не от хотения мужа , но от Бога ». Он дитя Божье , член Тела Христова ,
гражданин Царствия Небесного . « Божий , который превыше всякого разумения , сохранит сердца
ваши и разумение во Христе Иисусе ». Тело такого человека есть « Духа Святого », и
« Божье Духом Его ». Он « сотворен в Иисусе Христе ». Он омыт и освящен . Сердце
его очищено по вере ; он очищен от « царящего в мире »; « Божия излилась в сердце
его Духом Святым , данным ему ». И пока он « в любви » ( ему всегда возможно ), он
поклоняется Богу в духе и истине . Он хранит Божьи заповеди и делает то , что угодно Ему , тем самым
« непорочную совесть пред Богом и людьми ». С момента оправдания он имеет власть как
над внешним , так и над внутренним грехом .
- Но не был ли он в тот момент освобожден от всякого греха , и не уходит ли грех из его сердца ?
- Я не могу в это поверить , потому что Св . Павел утверждает обратное . Он обращается к верующим и
описывает общее для верующих состояние : « плоть желает противного Духу , а Дух противного
плоти : они друг другу противятся » ( 5:1 7). Апостол утверждает здесь , что плоть - греховная
природа , противится Духу даже в верующих , что даже в возрожденных существует два
«» принципа . Опять -, когда он пишет верующим Коринфа , освященным во
Христе Иисусе ( Коринфянам 1 :2), он говорит : « я не мог говорить с вами , братия , как с духовными ,
но как с плотскими , как с младенцами во Христе . Я питал вас молоком , а не твердоюпищею , ибо вы
были еще не в силах , да и теперь не в силах , потому что вы еще плотские . Ибо , если между вами
зависть , споры и разногласия , то не плотские ли вы , и не по человеческому ли обычаюпоступаете ?»
( Коринфянам 3:1 -3). Здесь Апостол обращается к тем , которые , вне всякого сомнения , являлись
верующими , кого тут же он называет братьями во Христе , но которые , до определенной степени , все
еще оставались плотскими . Он говорит , что среди них была зависть , приводящая к разногласиям , и
при этом они не потеряли своей веры . И , что самое интересное , он говорит о том , что они , будучи
младенцами во Христе , являются плотскими , ясно показывая , что каждый христианин , являясь
младенцем во Христе , в какой - степени является плотским . Именно на этом предположении и
основаны все увещевания Писания , указывающие на неправильные отношения или поступки тех ,
которые признаются верующими . Их постоянно призывают к борьбе и победе над этими поступками и
отношениями через веру , которая в них .
И опять -, когда Апостол увещевает верующих « себя от всякой скверны плоти и духа » (2
Коринфянам 7:1 ), он ясно дает понять , что эти верующие еще не были очищены . Вы скажете : «,
кто воздерживается от всякого подобия зла , не очищает ли себя от всякой нечистоты ?» Но это совсем
не так . Например : человек относится ко мне с ненавистью , меня это возмущает , что есть скверна
духа , но я ничего не говорю . При этом я « от всякого подобия зла », но это , к
сожалению , не очищает меня от скверны духа . Идея : « верующем нет греха , плотского ума и
склонности к отступничеству » противоречит Слову Божьему , она также противоречит опыту Божьих
детей . Они постоянно чувствуют в своем сердце тенденцию к отступничеству , естественную
склонность ко злу , тенденцию оставить Бога и держаться земных вещей . Ежедневно они ощущают
остаток греха у себя в сердце : гордость , своеволие , неверие . Они видят , что грех цепляется ко всему ,
что они говорят и делают , даже к самым лучшим их поступкам и священным обязанностям . И в то же
время « знают , что принадлежат Богу »; они в этом не сомневаются . Они чувствуют , что Его Дух
ясно « духу их , что они дети Божии ». Они « во Христе Иисусе , через
Которого явлено им прощение ». Они в равной степени уверены , что в них есть грех , и что « в
них есть славная надежда ».
- Но может ли Христос пребывать в сердце , где есть грех ?
- Несомненно , может . Иначе сердце не могло бы быть спасено от греха . Где есть болезнь , есть и
Врач , исполняющий Свой труд , сражаясь до того момента , пока грех не изгнан . Конечно , где
господствует грех , Христос не может править , также Он не будет пребывать там , где допускается
грех . Но он пребывает в сердце каждого верующего , сражающегося со всяким грехом .
Как было замечено ранее , противоположная доктрина , утверждающая , что в верующих нет греха ,
сама по себе является новой в церкви . Всякая новая доктрина - неправильная доктрина , так как
первоначальная религия является единственно правильной , и никакая доктрина не может быть
истинной , если она не « нам от начала ». Против этой новой , небиблейской , доктрины может
быть предъявлен еще один аргумент , извлеченный из ее ужасных последствий . Человек говорит : «
был зол сегодня ». Должен ли я сказать ему : « у тебя нет веры »? Другой говорит : « понимаю ,
что ваш совет хорош , но я не желаю его принимать ». Должен ли я сказать ему : « ты
неверующий и находишься под гневом и проклятием Божьим »? Каким будет естественный результат
этого ? Если он поверит тому , что я сказал , его душа будет не только опечалена и ранена , но ,
возможно , и погибнет , поскольку он «» ту «, которая будет вознаграждена ». И
отбросив свой щит , как отразит он « лукавого »? Как победит он мир , зная , что « побеждает
мир »? Он стоит обезоруженный , окруженный своими врагами , подверженный всем их атакам . И
потому я не могу принять утверждение , что в верующих с момента их оправдания не остается греха .
Во -, это противоречит всей истине Писания ; во -, это противоречит опыту детей Божьих ;
в -, потому , что это абсолютно новая , ранее неслыханная доктрина . И последнее , ее
естественно сопровождают наиболее фатальные результаты .
Однако , давайте уделим должное внимание аргументам тех , кто пытается поддержать это учение .
Вначале они пытаются в Писаниях найти подтверждение тому , что в верующих нет греха . Они
утверждают : « говорит , что каждый верующий , рожденный от Бога , чист , свят , освящен , чист
сердцем , имеет новое сердце , является храмом Духа Святого . И как « от плоти , есть
плоть », всецело греховно , так и то , « рождено от Духа , есть дух », всецело свято . Опять -,
человек не может быть чист , свят , освящен и в то же время быть нечистым , не освященным , не
святым . Он не имеет новое и старое сердце одновременно . Также и его душа не может быть не
святой , если он является храмом Духа Святого ».
Это рассуждение я предоставил так прямо , как только возможно , дабы весь его вес был явлен .
Давайте же сейчас рассмотрим его часть за частью .
1 . « рождено от Духа , есть дух », всецело свято . Я допускаю сказанное , но не то , как оно
истолковывается , так как фраза утверждает одно , и ничего более , - каждый человек « от
Духа » является духовным человеком . Это так , но при этом он может вовсе не быть духовным .
Христиане в Коринфе были духовными людьми , либо же они совсем не были христианами , и при этом
были не совсем духовными . Они частично все еще были плотскими .
2. « человек не может быть чист , свят , освящен , и в то же время быть нечистым , не освященным ,
не святым ». Как раз может . Такими были христиане в Коринфе . « омыты , - говорит Павел , - вы
освящены », то есть , очищены от «, идолопоклонства , пьянства » и других внешних грехов (
Коринфянам 6:9-11 ). И в то же самое время , в другом смысле слова , они не были освященными , они
не были омыты , очищены изнутри от зависти , злых помышлений , лицеприятия .
- Они не имели новое и старое сердце одновременно , - возразят мне .
- Как раз имели , так как в то время их сердца были обновлены , но не полностью .
- Но могли ли они не быть святыми , если они являлись « Духа Святого »?
- Да , они определенно были храмами Духа Святого ( Коринфянам 6:1 9), и также очевидно , что до
определенной степени они были плотскими , то есть не святыми .
Есть также и другие возражения , которые могут быть приняты во внимание : «, кто во Христе , тот
новая тварь ; древнее прошло , теперь все новое » (2 Коринфянам 5:1 7). « человек может быть
новым и древним творением одновременно ?» Ответ - может . Он может быть частично обновлен , что
как раз и было с коринфянами . Они , вне всякого сомнения , были « во Христе », и в то же
время они не имели всего разумения Христова , потому что они завидовали друг другу . Весь этот
аргумент : « человек чист , то он чист » и « человек святой , то он свят » не чуть не лучше чем
любая другая игра слов . Составьте логическое предложение , и оно будет звучать так : « он
вообще свят , то он свят полностью ». Это не совместимо с : « младенец во Христе свят , но не
полностью . Грех остается , хотя и не господствует . Если вы думаете , что он не остается , хотя бы во
младенцах , вы точно не приняли во внимание сущность Божьего закона ( закона любви ,
записанного Св . Павлом в тринадцатой главе 1 Послания к Коринфянам ); и что отклонение или не
сочетание с законом , есть грех ? Итак , нет ли не сочетания в сердце кого - из верующих ?»
Еще одно возражение : « верующие поступают по Духу ( 8:1 ), и Дух Божий пребывает в
них ; поэтому они свободны от вины , власти , словом , от сущности греха ». В том , что верующие
освобождаются от вины и власти греха , мы согласимся ; но то , что они освобождаются от греховной
сущности , расходится с нашим мнением . В человеке может пребывать Дух Божий , и он может
« по Духу », хотя он все еще чувствует «, противящуюся Духу ».
- Но те , которые Христовы : « плоть со страстями и похотями » ( 5:24).
- Так и есть ; но она все еще остается в них , и часто пытается сойти со креста .
- Нет , но они « ветхого человека с делами его » ( 3:9).
- Совлекли , и в выше упомянутом смысле « прошло , теперь все новое ». Можно процитировать
сотню мест Писания с тем же эффектом , и на все их дать один и тот же ответ : « возлюбил
Церковь и предал Себя за нее , дабы она была свята и непорочна » ( 5:25, 27). Так и будет в
конце , но от начала и до сих пор этого не происходило .
- Но может ли естественным образом человек иметь в себе гордость и не гордиться ; злость и не
злиться ?
- У человека может быть гордость , он может думать о себе в некотором отношении больше , нежели
должно и быть гордым по отношению к некоторым деталям , и в то же время , в общем не быть гордым
человеком . Он может иметь злость и даже яростный гнев без применения его .
- Но могут ли злость и гордость быть в сердце , где есть лишь кротость и смирение ?
- Нет . Но некоторая гордость и злость могут обитать в сердце , в котором кротость и смирение
преизбыточествуют .
- Но грех не может существовать там , где он не господствует ; так как вина и власть являются
неотъемлемыми его чертами .
- Странное утверждение ! - « не может существовать ни в каком виде и степени там , где не
господствует ?» - Это есть утверждение абсолютно противоречащее всему опыту , всему Писанию ,
всякому здравому смыслу . Негодование против обиды есть грех , который не сообщается с законом
любви . Это возникало во мне тысячу раз . Но при этом оно не господствовало и не господствует .
- Но вина и власть являются неотъемлемыми чертами греха ; потому , где есть одно , там должно быть
и все остальное .
- Нет . Если я ни на мгновение не подчинюсь тому негодованию , которое чувствую , даже на одно
мгновение , то нет и никакой вины , нет осуждения от Бога . И в этом случае нет и власти . Хотя это и
« Духу », победить оно не может . И хотя есть грех - нет ни вины , ни власти .
- Имеющий грех в себе - есть раб греха . Вы полагаете , что человек может быть оправдан и при этом
оставаться рабом греха .
- Я не предполагаю , что оправданный человек является рабом греха . И при этом , я знаю , что грех ,
хотя бы на некоторое время , остается в оправданных .
- Но если грех остается в верующем , он является греховным человеком . Например , если у него есть
гордость , тогда он горд ; если своеволие - тогда он своеволен ; если неверие - он неверующий ,
следовательно , он не является верующим . В таком случае как же он отличается от неверующих ,
невозрожденных людей ?
- Это опять всего лишь игра слов . Это не значит более чем , если в них есть грех , гордость ,
своеволие , то тогда есть грех , гордость , своеволие . В этом смысле человек горд или своеволен . Но
не в том же смысле , что и неверующие , то есть , управляемые гордостью или своеволием . Этим он и
отличается от невозрожденных людей . Они послушны греху , а возрожденные - нет . Они «
по плоти », а он « по Духу ».
- Но учение о том , что грех остается в верующем , и что он находится в милости у Бога с грехом в
сердце , определенно имеет тенденцию призывать человека ко греху .
- Правильно поймите доктрину , и таких результатов не будет . Человек может угождать Богу , не
позволяя греху , который он чувствует , господствовать в сердце . Наличие греха не лишает человека
Божьей милости ; ее забирает лишь подчинение греху . И хотя плоть в вас « Духу », вы все
еще можете оставаться дитем Божьим ; но если вы « по плоти », вы есть дитя диавола . Эта
доктрина не заставляет нас повиноваться греху , но противостоять ему всей своей силой .
И в заключение : в каждом человеке , даже после его оправдания , существуют два противоположных
принципа - природа и благодать , которые Св . Павел назвал : плоть и Дух . Это подтверждается опытом
Божьих детей . В то время , как они чувствуют внутреннее свидетельство Духа , они не чувствуют
желания полностью повиноваться Божьей воле . Они знают , что они в Нем , но при этом в сердце они
готовы оставить Его . Хотя мы обновлены , очищены , освящены в тот момент , когда мы уверовали во
Христа , и все же мы тогда не полностью обновлены , очищены , освящены , плоть , греховная природа ,
все еще остается ( и в подчинении ) и сражается против Духа . И потому да будем еще более
усердно « и молиться » против врага изнутри . Хотя мы и сражаемся не « крови и
плоти , но против начальств , против властей , против мироправителей тьмы века сего , против духов
злобы поднебесных », давайте более тщательно « во всеоружие Божье , чтобы мы могли
противостать в день злой и , все продолевши , устоять ».