Послание Апостола Павла к Евреям (гл.6,ст.4-6)

 

Известны четыре толкования этих стихов.

1)Речь тут идет об опасности потери христианином вечного спасения; эта точка зрения не может быть принята в свете имеющихся в Библии заверений о том, что спасение,будучи Божиим делом,-необратимо.

2)Автор предостерегает против такого неистинного уверования, которое дает лишь "вкусить" спасения,но не стать истинными "причастниками" его.

3)Гипотетическое толкование: если бы христианин потерял свое спасение, то путь к новому покаянию был бы закрыт для него.

4)В стихах содержится предостережение против опасности отступления христианина с позиций истинной веры и соответствующей ей жизни-до такой степени,что для последующего служения он становится непригодным (см. 1 Кор9,27),а потому не разделит готовившейся ему славы в Тысячелетнем царстве. На этой точке зрения стоит и автор данных комментариев.

Главная мысль сводится тут к следующему: Ибо невозможно (тех, которые)...опять обновлять покаянием.Из того,что говорит автор о "тех,которые...",ясно,что он подразумевает христиан.

Прежде всего он описывает их как людей, однажды просвещенных. Сказать это о тех, кто обратился ко Христу,-естественно (см. 2 Кор4,3-6).Еще один раз прибегнет автор к слову "просвещены" в 10:32, и там оно несомненно употреблено по отношению к обратившимся.

О тех же людях автор говорит как о вкусивших дара небесного, и это опять-таки предполагает их начальное обращение (см. Иоан 4,10; Рим 6,23; Иак 1,17-18).Несостоятельной была бы попытка уйти от такого именно понимания фразы на том основании, что "вкусить"-не значит стать истинным "причастником" чего бы то ни было,-прежде в свете употребления автором того же слова "вкусить" в 2:9, где речь идет о смерти Иисуса Христа.(см. также 1 Пет 2,3, где цитируется Псал 33,9)

"Тех,которые.." автор характеризует далее как соделавшихся причастниками Святого Духа.Здесь же греч.слово метохои, которое встречается в 1:9 ("соучастники"), в 3:1 ("участники") и в 3:14 ("причастниками"); всюду автор адресует это слово своим читателям-христианам. Он считает,что "причастниками Духа Святого" они сделались в результате своего обращения ко Христу. Наконец они "вкусили" благого глагола Божия и сил будущего века. Тут автор несомненно имел ввиду обращенных, которые, будучи просвещены словом Божиим, познали благость Его,а также реальность Его чудес (слово "силы" нередко употребляется в Новом Завете в значении "чудес"; ср.2:4).

Далее, однако, следует мрачная констатация: И отпадших. Автору, очевидно, были известны и такие. И все же под этим словом не подразумеваются потерявшие жизнь вечную, которая, как это недвусмысленно явствует из Евангелия от Иоанна, есть неотъемлемое достояние тех, кто уверовали во Христа. Автор имел здесь ввиду отступников от веры (см. Евр 3,6.14, 10,23-25, 35-39). Утверждение, что отступничество невозможно для человека, однажды возрожденного свыше, есть не более чем богословское предположение,не находящее подтверждения в Новом Завете. Апостол Павел, к примеру, хорошо знал, какой опасностью грозили лжедоктрины христианской вере; он упоминал, в частности, об Именее и Филите, которые говорили, что "воскресение уже было" и разрушили " в некоторых веру" (2 Тим 2,17-18). Автор послания к Ереям стоял на реалистических позициях и со всею серьезностью относился к опасности, угрожавшей его читателям. Поэтому и предупреждал, что тех, которые "не устоят",т.е. "отпадут", несмотря на великие духовные привелегии, которые они познали на опыте, невозможно будет опять обновлять покаянием. Причина такой "невозможности" выражена в следующих словах: когда ( в значении "потому что") они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 

Отступившие от своего христианского вероисповедания "делают шаг" навстречу тем, кто отвергают Христа. Когда они впервые уверовали в Него, они тем самым признали несправедливость Его распятия; они признали, что лишь вследствие греховного отвержения Спасителя людьми оно стало возможным. Но отрекшись от этого мнения, они оказались на стороне врагов Иисуса, утверждавших, что смерть на кресте Он заслужил. И в этом смысле "они снова распинают в себе Сына Божия" и способствуют отвержению Его другими. В свете того, что инициаторами "первоначального" распятия явились евреи, эти слова автора приобретают особое звучание-если его читатели были евреями,готовыми отступить на позиции вероисповедания своих отцов, в той или иной форме его. Таких людей нельзя было вновь приводить к покаянию. Утверждая это, автор, имел ввиду ожесточение их сердец, и в свете этого их "протест" против попыток не вновь их обратить в христианство, а добиться от них последовательности и твердости в христианском вероисповедании.

 

Конструктор сайтов - uCoz